Туберкулез еще не побежден: каков он сегодня и где в Омске оперируют больных
Туберкулез — инфекционное заболевание, которое существует столько же, сколько живет на Земле человек. Хотя об инфекции известно давно и много, окончательно победить медицине ее не удается. Почему — рассказала заместитель главного врача по медицинской части Клинического противотуберкулезного диспансера № 4, кандидат медицинских наук, врач высшей категории Светлана Ситникова.
«Может маскироваться под множество заболеваний»
— Медицина и фармакология развиваются семимильными шагами. Почему мы до сих пор слышим о туберкулезе и не можем забыть об этой болезни раз и навсегда?
— Всё в природе настроено на то, чтобы жить очень долго, выживать. Так и микобактерия, возбудитель туберкулеза, существуя на Земле, изменялась и приспосабливалась. У нее выработалась устойчивость ко многим препаратам, которые человек придумал. Изменился и сам человек в процессе эволюции, у него появились заболевания, которые являются факторами риска для туберкулеза. Плюс у человека появился ряд вредных привычек, которых раньше не было. Изменилась окружающая среда, где мы живем, поменялась экологическая составляющая. Появился хронический стресс — это тоже фактор риска.
— Получается, что туберкулез существует столько же, сколько и человек?
— Если не дольше! По крайней мере, в мумиях во время исследований нашли изменения в костях, сходные с теми, которые мы сегодня видим при костном туберкулезе.
— Давайте сразу уточним. Есть не только туберкулез легких?
— Известен туберкулез всех органов. Фтизиатры старой закалки говорят: неизвестен только туберкулез ногтей и волос, хотя они являются придатками кожи, а туберкулез кожи существует.
— Какие симптомы должны насторожить человека?
— Кашель — первый симптом, который должен насторожить. А еще — беспричинное снижение веса, слабость, утомляемость при привычной нагрузке. К примеру, вчера я вскопал пол огорода, и все было хорошо, а сегодня вскопал столько же — и мне тяжело. Ночная потливость, беспричинная температура, которую мы называем субфебрильной, — 37–37,3. Это симптомы интоксикации и к ним прибавляются симптомы поражения конкретного органа. К примеру, речь идет о лимфоузле – увеличился, болит, появилось покраснение.
Вообще туберкулез — это уникальное заболевание, потому что классической типичной картины для него нет. Он может маскироваться под целый ряд заболеваний. Как правило, доктор ставит вопрос, когда стандартная терапия не дает результата. Пролечили заболевание по стандартной схеме — а эффекта нет, тогда нужно исключить другие заболевания, в том числе туберкулез.
— Как передается инфекция?
— Самый распространенный способ — воздушно-капельный, когда человек разговаривает, кашляет, чихает. Менее распространенный — контактный (к примеру, через посуду или полотенце) и внутриутробный, от зараженной матери к плоду. Есть еще туберкулез крупного рогатого скота, поэтому можно заразиться через молоко от больного животного. Но сейчас ветнадзор следит за ситуацией, я за 30 лет с такими случаями не сталкивалась.
Первичное инфицирование микобактерией туберкулеза происходит в детском возрасте, а развитие заболевания может не произойти в течение всей жизни, если иммунная система работает полноценно. При снижении иммунитета туберкулезная палочка начинает активно размножаться и вызывает заболевание.
— Какие самые редкие и необычные случаи были у вас на практике за 30 лет?
— У нас лечился пациент из Африки. Учился в России, и к нам он попал от коллег-онкологов. Попал на операционный стол, а при гистологическом исследовании удаленной кишки нашли туберкулезные изменения в тканях кишки, а в последствии и в легких. Пациент лечился в стационаре в течение 9 месяцев.
«Человек возвращается к обычной жизни»
— Как обстоят дела с туберкулезом у нас в стране и регионе?
— ВОЗ относит Россию к числу неблагополучных стран по ситуации с туберкулезом. За последние десятилетия ситуация значительно изменилась в лучшую сторону: и заболевших становится меньше, и их выявляют на ранних стадиях.
— Это смертельно опасная болезнь?
— В последние годы значительно снизилась смертность от туберкулеза, как от основного заболевания. Но есть фоновые заболевания, например, ВИЧ-инфекция, вот их количество, наоборот, растет. К сожалению, в стационар поступают и пациенты в тяжелом состоянии, когда помочь радикально мы им уже не можем. Это и те, кто впервые узнал о своем диагнозе, и те, кто знали о туберкулезе, но не лечились и пришли только когда совсем стало тяжко.
— Из литературы мы знаем: в 19-м веке от чахотки часто умирали. А сейчас — нет. Что изменилось?
— Возможности лабораторной, компьютерной рентгенологической, иммунологической диагностики изменились и позволяют выявить заболевание на ранней стадии. Выявили — и сразу начали лечение.
— При этом при чахотке лечение было простым — отправить больного на курорт. А сейчас?
— Да, именно воздух-вода. Сейчас климатотерапия используется на стадии долечивания. Но основное направление лечения — химиотерапия, с помощью различных групп препаратов. Это лечение длительное, только под контролем врача. Препараты назначаются с учетом веса и возраста пациента, их переносимости. И самое важное в лечении — позиция самого пациента в отношении к своему здоровью.
— В каких случаях при туберкулезе применяется хирургическое лечение? Когда нужна операция?
— Операция — один из этапов комплексного лечения, позволяющий радикально избавиться от очага инфекции. Химиотерапия дает не более 80% эффективности. А когда возможности химиотерапии исчерпаны, нам на помощь приходят хирурги. Кроме того, есть формы заболевания, при которых мы сразу понимаем, что химиотерапия не даст желаемого эффекта или когда идет формирование больших остаточных изменений. Вырезать туберкулез нельзя, можно удалить основной очаг инфекции, поэтому, повторюсь, химиотерапия и хирургическое лечение — две составляющие одного процесса. Только после комплексного лечения человек возвращается в социум, к своей обычной жизни, ее качество улучшается.
— В какой ситуации человеку могут отказать в оперативном лечении?
— При декомпенсации сопутствующих заболеваний (допустим, нужно подлечить сахарный диабет, снизить уровень артериального давления и т. д.). Как только нам удается снизить риски, мы возвращаемся к вопросу об операции.
Еще одно противопоказание — тотальная лекарственная устойчивость.
Вообще перед операцией в каждом случае пациентов обязательно осматривают смежные специалисты и обязательно — анестезиологи-реаниматологи. Затем собирается хирургическая комиссия, где решается вопрос о том, показана ли пациенту операция, какой предполагается объем вмешательства, а пациент, в свою очередь, может задать все интересующие вопросы.
— Как попасть на операцию в ваш диспансер жителю другого государства, в частности соседнего Казахстана? Это возможно? Что для этого нужно сделать?
— Есть такая возможность. Но для того чтобы мы сказали: «Да, мы вам поможем», нам нужно получить информацию о пациенте, выписки, заключения специалистов.
Их мы получаем через специальные программы, шифрующие данные, с сохранением персональных данных пациентов и врачебной тайны. Это может быть также заказное письмо. Подробную информацию о возможности передачи данных можно уточнить по телефону, на сайте учреждения.
Новостной порталngs55.ru